1 SCIENCE TIME ■
тл 1(4 5л ' tL® -1 щг 1 - 4_W JT |Г1 1 r^g) «ДЕВУШКА ЗА РУЛЕМ»: ШТРИХИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА Здор Анастасия Владимировна, Филиал ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Тихорецк E-mail: mrboro@rambler.ru
Аннотация. В статье автор придерживается мнения о том, что зная, понимая и учитывая особенности поведения, типы темперамента и стили вождения женщин-автолюбительниц на дороге можно быстро и безошибочно спрогнозировать дальнейшие действия водителя и предотвратить ДТП.
Ключевые слова: автолюбители, психология конфликта, гендерная психология, психология цветовосприятия, темперамент
В нашем окружении очень много девушек, которые водят автомобиль. Сегодня особое значение в жизни человека имеет автомобиль, но не только, как источник передвижения, транспорта, но и как элемент определения собственного позиционирования, самоактуализации. Женщины с каждым днем все больше проникают в те сферы деятельности, которые некоторые время назад были подвластны только мужчинам. Это вызывает некоторый дисбаланс в обществе и в процессе отношений мужчины и женщины [1]. Очень мешает правильному восприятию женщин за рулем бытующий стереотип о том, что они водят машину в принципе хуже мужчин.
Психологами доказано, что у женщин сильнее развит инстинкт самосохранения, поэтому они никогда не лихачат за рулем, стараются избегать обострения дорожных ситуаций. Кроме того, степень концентрации внимания и быстрота реакции у большинства дам отличные [2]. В автошколах все больше и больше обучаются женщины. Сейчас наблюдается тенденция владения автомобилем представительницами женского пола. Однако правила, установленные мужчинами на дорогах некоторое время назад могут быть скорректированы именно женщинами.
| SCIENCE TIME |
Цель исследования: определить основные психологические черты женщин автолюбительниц с учетом типовых особенностей темперамента.
Задачи исследования:
- проанализировать соотношение стилей и стажа вождения в проявлении темперальных особенностей личности женщины;
- изучить влияние внешних факторов на включенность общественных отношений при сложных ситуациях.
Методологический инструментарий представлен Лайкертовскими шкалами, опросниками способов совладания (С. Фолкман и Р. Лазаруса), бернским опросником «Способы преодоления критических ситуаций» (А. Блайзер, Э. Хайма).
Нами весной 2017 года в малом городе России - Кропоткине (45 тыс. населения) было проведено социально - психологическое исследование на тему «Женщина и автомобиль: проблемы совместимости». В исследовании приняли участие 480 человек. В нашем исследовании большинство респондентов представлены в возрастной категории 18-30 лет и составляют 38% от общего числа опрашиваемых. И это не удивительно, так как женщины стали увлекаться вождением автомобиля и возвели это увлечение в рамки любительства, хобби.
Известно, что женщины не так давно, но очень прочно основались на российских дорогах. Поэтому стаж вождения автолюбительниц может повлиять на качество вождения. Под стажем вождения понимается документально заверенный период, в течение которого человек водит автомобиль.
В нашем исследовании принимали участие большинство женщин со стажем вождения до 1 года - 37%, и имеющих стаж больше 5 лет - 27%.
В юридической психологии выделяют четыре типа стилей вождения женщин автолюбительниц:
- «Улитка»: женщина-Улитка соблюдает абсолютно все правила дорожного движения, боится инспектора ГИБДД, вождение осторожное, внимательное, медленное, аккуратное, обострен инстинкт самосохранения;
- «Гусеница»: женщина - Гусеница управляя автомобилем старается соблюдать правила дорожного движения, не обращает внимания на обсуждения стиля ее вождения окружающими, движется ненамного быстрее, чем женщина-Улитка, но делает это более резко, главное для нее - удобство;
- «Оса»: женщины- Осы управляют автомобилем довольно агрессивно, демонстрируют окружающим езду «на грани», часто теряют инстинкт самосохранения, начинают подрезать, обгонять, стараются продемонстрировать свое превосходство, стремятся соперничать на дороге с мужчинами;
- «Пчелка»: женщина- Пчелка действует размеренно и профессионально, знает куда, зачем и как едет, вождение крайне аккуратное, уверенное, старается соблюдать не только правила дорожного движения, но и правила этикета
| SCIENCE TIME |
автолюбителей, готова всегда прийти на помощь.
Довольно интересными представляются итоги ответов на вопрос анкеты «Какого стиля вождения Вы придерживаетесь?». Наши респонденты указали на наличие у них всех стилей вождения: «Улитка» - 21%; «Гусеница» - 19%; «Оса» -25%, «Пчелка» - 35%.
Исследованием установлено, что больше всего автолюбительницы придерживаются стилей вождения «Оса» и «Пчелка» в возрасте от 18 до 30 лет, однако и молодые женщины определяют свой стиль вождения «Гусеница» 60 человек, «Улитка» 50 человек. Считаем, что это не исключение правил, а подтверждение того, что осторожность, внимательность, определяет стиль вождения женщины.
Оса и пчела в дикой природе являются близкими родственниками. Стиль «Пчелка» - это работящая, ответственная, домовитая, всегда знает куда и зачем летит, поэтому и понятно, что, имея стаж вождения более 5 лет, 47% респондентов, указали на данный стиль вождения. Стиль «Оса» - «насекомое», у которого много лишнего жала, наверное, все из-за того, что у неё слишком много лишней энергии. В нашем исследовании в категорию «Оса» вошли респонденты, имеющие стаж вождения от года до 3 лет, что в общей совокупности составило 75 %. Данная категория респондентов имеет незначительный стаж вождения.
В диапазоне, стиля «Оса» зафиксировано 30 человек, имеющих стаж вождения 5 и более лет. Считаем, что по типу темперамента эти женщины находятся на грани пересечения темпераментов холерик- сангвиник. Было подтверждено ожидаемое преобладание в стиле «Улитка» автолюбительниц со стажем до 1 года - 33%. В позиции «Гусеница» так же преобладали женщины, имеющие стаж до1 года вождения - 56%.
Потребностно-мотивационная сфера формирует жизненные цели личности, концепцию её собственного будущего. Гендер «Женщина» представляет собой систему усвоенных социальных ролей, но эта «роль» - представляет некую программу, которая отвечает ожидаемому поведению человека, структурированию ее бытия в жизни общества [3]. Известно, что женщина -собственница, и, имея какую-либо вещь или предмет в личном пользовании (в нашем случае автомобиль), она по-разному позиционирует себя. На вопрос анкеты «Как Вы управляете автомобилем? Лично или с родственником (другом, супругом) - 52% ответили, что автомобиль является личной собственностью, другие 48% - совместно владеют авто.
Женщина любит многоцветие. Она в зависимости от настроения, социального статуса и просто так, по-разному воспринимает себя в многоцветие. Существует миф о том, что один из самых популярных цветов среди дам -красный. Машины красного цвета приобретают себе женщины динамичные, страстные, влюбчивые, эмоциональные и достаточно ревнивые. Также они
| SCIENCE TIME |
отличаются непримиримостью и бескомпромиссностью, у таких женщин не бывает «половинчатых» решений. Они самозабвенно отдаются любимому делу, их можно отнести к сангвистическому типу темперамента. В нашем исследовании женщины данного типа составляют 10%.
Цветовая гамма машин женщин - автовладелец представлена двумя контрастами цветов: черным- 35 % и белым -19%, что свидетельствует о разных, контрастных цветовых восприятиях наших респондентов. Нам видится, что преобладание черного цвета автомобиля, можно объяснить предпочтениями жителями юга России, их любви к автомобилям темного цвета.
Однако, вызывает интерес сравнения соотношений белого и серебристого цвета авто. В нашем исследовании корреляции в этой цветовой гамме составляет 2%. С точки зрения психологии цветовосприятия, установлено, что девушки прагматично подходят к решению разнообразных действий и отношений, но при этом не тяготеют к чувственным наслаждениям.
Цветовая гамма обладательниц автомобилей синего и зеленого цветов находится в спектре темных цветов и составляет по 6% соответственно. Владелицы такого цвета машины склонны к стремлению обрести настоящую любовь и создать крепкую семью. Синий автомобиль у женщин говорит о сильном влиянии общественного мнения, в частности, о некоторой неуверенности в себе, возможной зажатости. Эти женщины скупы на чувства и эмоции, отличаются эмоциональной холодностью. Владелицы зелёных машин обладают спокойным, уравновешенным характером, склонны к компромиссам. Представительниц женского пола этой категории можно отнести к флегматическому типу темперамента.
Таким образом, нашим исследованием установлено преобладание холериков из общего числа респондентов.
Женщинам мы предоставили возможность пофантазировать по поводу цвета их будущего автомобиля. Куда же увела их фантазия? Как ни странно, но женщины остались верны цветам, черный, белый и красный, изменились только лишь ранговые значения цветов белый - 25%, черный - 19%, красный - 13%. Обращает на себя внимание тот факт, что хотели бы видеть свой будущий автомобиль в ярком сочном, вкусном, солнечном желтом цвете - 150 человек. Нами установлено, что женщина всегда остается женщиной, даже тогда если ей чего-то хочется.
В итоге нашего исследования, появилась возможность нарисовать социально психологический портрет женщины автолюбительницы. Получается, что это современная владелица автомобиля находится в возрасте 18 - 30 лет, достаточно уверенна в себе, хладнокровна, сдержанна, рассудительна, аккуратна, не всегда законопослушна. По типу темперамента происходит смешение сангвистического и холерического образов.
I
SCIENCE TIME
I
Практическая значимость нашей работы позволяет, зная и понимая особенности поведения на дороге представителей разных темпераментов, можно быстро и безошибочно определить, с кем приходится иметь дело [4]. Это позволит спрогнозировать дальнейшие действия водителя и предотвратить большое количество ДТП.
Таким образом, считаем, что девушкам (и не только им!) управляя автомобилем, следует не поддаваться эмоциям, так как сильные переживания, как негативные, так и позитивные, раздраженность, а отсюда невнимательность - основные источники опасности на дороге.
Литература:
1. Кашапов М.М. Психология конфликта. Учебник и практикум / Москва, 2016. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (2-е изд., испр. и доп).
2. Юренкова В.А., Душкин А.С. Психология конфликта. Практикум / Санкт-Петербургский университет МВД России. Санкт-Петербург, 2014.
3. Жигимонт С.Н., Лобанова А.В., Молчанова Е.В Личностный потенциал и социальная адаптированность личности: социально-психологический подход // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 7-4. С. 699-701.
4. Молчанова Е.В. Чувство собственного достоинства» как форма самосознания и самоконтроля личности // В сборнике: Лучшая научная статья 2016. Сборник статей II Международного научно-практического конкурса. Пенза, 2016. С. 80-
84.